Если вы не читали пьесу швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта, то наверняка смотрели прекрасный советский фильм «Визит дамы» (режиссер Михаил Казаков, 1989) с Екатериной Васильевой в главной роли. Пьеса написана в пятидесятых, но актуальна и сегодня, потому что ставит перед нами вопросы, которые не меняются, а могут лишь обостряться в зависимости от эпохи, контекста и политической ситуации. Режиссер препарирует человеческую натуру с предельной честностью и изрядной долей грустной и злой сатиры. А яркая буффонада, в которую превращается происходящее на сцене, еще острее подчеркивает абсурдность ситуации.
Сюжет
В обнищавший уездный городок Гюллен приезжает миллиардерша Клара Цаханассьян. Когда-то она родилась и жила здесь — и спустя почти полвека с помпой возвращается на родину. Горожане мечтают о том, что растроганная ностальгическими воспоминаниями старая дама, известная своей благотворительной деятельностью, пожертвовала городку, а еще лучше — непосредственно его жителям, — изрядную сумму денег. В конце концов, это же так естественно, правда?
Люди просто хотят жить обеспеченно, и желательно, чтобы пришла добрая фея и решила все их проблемы. Но приезжает к ним вовсе не фея, и уж точно не добрая. Сама себя она могла бы назвать, пожалуй, Немезидой. В версии Игоря Теплова и Алексея Житковского это искрящаяся сарказмом бодрая вдова, циничная и откровенная, как это могут позволить себе только очень влиятельные люди, уверенные в своей власти.
Она прекрасно знает, чего от нее ждут, и с издевкой подыгрывает тому показному восторгу, который вызывает у жителей городка ее приезд
Миллиардерша ставит перед ними простые условия. Она предлагает сделку. В Гюллене до сих пор живет любовь ее юности, теперь уже пожилой лавочник. 45 лет назад он предал ее — и она вернулась сюда за справедливостью. Клара Цаханассьян готова дать городу и его жителям миллиард — при условии, что они убьют этого человека.
Нравственный выбор, этическая дилемма, психологическая ловушка — как ни назвать эту ситуацию, по сути, это проверка каждого на порядочность, человечность, здравомыслие. 45 лет назад гюлленцы предали Клару, поддержав ее бывшего возлюбленного. Теперь у них есть шанс осмыслить этические и жизненные ценности, которых они якобы придерживаются, и взять на себя ответственность за собственные поступки и их последствия. Пройдут ли они эту проверку?
Психологизм
Тонкий психологизм пьесы лишь подчеркивается нарочито балаганной разнузданностью, с которой на сцене возникают миллиардерша и ее свита. Легко считать аллюзии, например, к тому же Булгакову, потому что поведение и даже образы сопровождающих миллиардерши ну очень уж сильно напоминают нам веселую, хулиганскую компанию Коровьего, Бегемота и Азазелло. Социальная сатира этой пьесы также считывается без особого труда.
Отдельно хочется отметить блестящую работу художников по костюму, по свету и сценографии, чьи визуальные находки помогли создать нужное настроение и повлияли на восприятие персонажей. Ну и, конечно, великолепную актерскую игру.
Если вам не известно, чем закончилась эта история, оставим немножко интриги
Можно ли остаться человечным, сохранить какие-то принципы? Или легче найти убедительное основание для того, чтобы совершить то, к чему тебя подталкивают? Кстати, защитные механизмы психики в ассортименте представлены в пьесе — от отрицания до разумного основания необходимости убийства.
В конце концов, так или иначе, в какой-то момент жизни перед любым человеком может встать подобный выбор. И кто знает, к какому решению придет каждый из нас.